Одним из ключевых элементов художественного убранства Янтарной комнаты являлись четыре
флорентийские мозаики, аллегорически изображавшие пять человеческих чувств: "Вкус",
"Зрение", "Слух", "Осязание и обоняние". Они располагались в
центре широких настенных янтарных панно в рамах, насыщенный декор которых был также исполнен из
янтаря.
В первоначальной отделке присланного из Пруссии кабинета Фридриха I янтарные рамы
предназначались для оформления зеркал. В период бытования интерьера в Третьем Зимнем дворце
зеркала были заменены живописными полотнами художника Иоганна Фридриха Гроота. Не позднее
октября 1757, когда Янтарная комната уже находилась в Царскосельском дворце, вместо картин
появляются флорентийские мозаики. Они были исполнены в 1752 году во Флоренции в
"Мастерской твердых камней" под руководством выдающегося камнереза и гравера Луи
Сириеса. Живописные модели для мозаик создал в 1751 году художник Джузеппе Дзокки (Цокки).
Выполненные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и
маремских кремниев, картины с такой тонкостью передавали детали рисунка и оттенки цвета, что
производили полное впечатление станковой живописи.
Воссоздание четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты началось в 1984 году.
Опыта выполнения такого рода работ не было в СССР, и в связи с этим обстоятельством понадобился
длительный период изучения исторических материалов, отработки технологических приемов и сбора
камне-самоцветного сырья. Сложность решения первой из этих задач заключалась в отсутствии в том
момент каких-либо достоверных сведений о времени и о месте изготовления мозаик, а также их
цветового решения, так как в распоряжении реставраторов имелись лишь довоенные черно-белые
фотографии. В результате произведенных исследований удалось атрибутировать мозаики, и выяснить
факт существования живописных моделей для них в составе коллекции Музея Мастерской твердых камней
во Флоренции. В связи с появившейся после этого возможностью уточнить цветовое решение мозаик,
возникла проблема подбора огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со
всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы,
алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни,
забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др..
К настоящему времени воссозданы две мозаики: "Зрение", "Осязание и
обоняние".
Реставраторы-исполнители мозаик: художники-камнерезы Б. П. Игдалов,
А. Ф. Соловьев, Р. Н. Шафеев, К. И. Иванов, Б. Э. Минц.
Техника флорентийской мозаики
Более 400 лет мозаичисты всего мира работают в технике, получившей название флорентийской
мозаики. Ее суть состоит в наборе картин и деталей произведений прикладного искусства из пластин
твердых камней со сложным рисунком.
В 1580 году во Флоренции, в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье
Медичи, где были созданы лучшие образцы мозаичных произведений, вызвавшие подражание во всех
странах Европы и в России.
Окончательно сформировалась техника флорентийской мозаики в XVII веке. Она основана
на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных
рисунков), пятен, штрихов. Такую мозаику называли "теневой". Доской набора для мозаики
служили либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец - черная, легко колющаяся на тонкие слои
разновидность глинистого сланца).
Флорентийская мозаика, как правило, набирается из твердых камней: яшмы, лазурита, кремня,
порфира и др.
В начале XVII века распространились небольшие станковые картины, выполненные в
технике флорентийской мозаики: пейзажи с фигурами на фоне моря или архитектурных построек.
В духе таких пасторальных, галантных сцен исполнены и мозаики Янтарной комнаты.
"Осязание и обоняние"
Мозаика находилась на Южной стене Янтарной комнаты.
На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая два из
пяти человеческих чувств - обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина
вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами,
стоящую рядом с ней на камне. Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными
прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.
На переднем плане обнюхиваются две большие породистые собаки, а на заднем -
раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса.
Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с
ягодками из драгоценных камней. Об уникальности и сложности работы реставраторов свидетельствует
список камней, которые составляют мозаику:
Архитектурный фон - мрамор, кремень
- Светло-синяя одежда - лазурит
- Розовый камзол - родонит (орлец)
- Зеленый плащ - серпентин (офит)
- Розовый цветок - квинсит
- Лиловая одежда - флюорит
- Желтый камзол - кремень
- Зеленые штаны - амазонит
- Белые чулки и туфли - кахолонг
- Синеющие горы - лазурит или амазонит, ангидрит
- Зеленовато-голубые небеса - оникс
- Лица – кахолонг
Это мозаичное панно было воссоздано реставраторами в 1996 году. Его оригинал,
похищенный в годы Второй мировой войны немцами при демонтаже Янтарной комнаты в Царском Селе,
обнаружен в Германии в 1997 году и через три года возвращен в Россию в государственный
музей-заповедник "Царское Село". Мозаика, возвращенная
из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате рядом с копией, выполненной
мастерами-камнерезами ООО "Царскосельская янтарная мастерская"
.
Чтобы понять и ощутить все тонкости работы над мозаикой, предлагаем вам собрать
пазл флорентийской мозаики "Обоняние и осязание". Она будет интересна и детям, взрослым. Желаем успеха!
"Вкус"
Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты.
Она аллегорически изображает одно из пяти чувств, присущих человеку, - вкус. Группа селян
из трех молодых женщин и одного мужчины пируют за импровизированным столом, устроенным из плит
античных руин, расположенных неподалеку. Тут же под столом, собака облизывает тарелку. На заднем
плане в центре расположено густолиственное дерево, а за ним - горы, зелень и небо,
прорезанное беловатыми облаками.
"Зрение"
Мозаика находилась на северной стене Янтарной комнаты.
Мозаичная картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека - зрение. На первом
плане, на берегу озера, сидит старец в очках и читает лежащую на его коленях книгу. Направо от
него, на самом берегу, наклонясь, смотрит в воду молодая женщина. Слева от старца стоит, опираясь
на каменный пьедестал, мужчина, наблюдающий в подзорную трубу. Рядом с ним находится молодая
женщина, устремившая взгляд вдаль, по направлению подзорной трубы. Вся группа расположена у
развалин античного портика. В левом углу картины помещена большая ваза с зеленью на пьедестале.
На заднем плане изображены деревья, горы и небольшой город у их подножья.
Мозаичное панно "Зрение" воссоздано камнерезами мастерской
ООО "Царскосельская янтарная мастерская" в
1993 году.
"Слух"
Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты.
Картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека - слух. На фоне античных развалин
расположилась группа поселян, разговаривающих друг с другом с помощью слуховых труб. На заднем
плане изображены акведук, кусты зелени и небо со светлыми облачками.
<< >>
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|